Вопрос: Рон, после прошлогодних историй этот сезон похож на прогулку по парку… Рон Деннис: В прошлом году мы выиграли восемь Гран При, а Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо на двоих набрали очков больше, чем любая другая команда – эту статистику неплохо бы помнить тем, кто считает 2007-й неудачным годом для McLaren.
У нас были и взлеты, и падения, но всё это в прошлом – McLaren, Ferrari и FIA подвели черту под событиями прошлого сезона, отношения между нами никогда не были столь искренними, как сегодня. Текущий сезон тоже складывается неплохо, у нас пять побед, но мы не привыкли недооценивать соперников и с нетерпением ждем финальной схватки за титул.
Вопрос: За последние двенадцать месяцев были ли моменты, когда вам хотелось уйти, или казалось, что жизнь должна состоять не только из повседневной суеты? Рон Деннис: Я уже говорил, что в начале 2007 года решил покинуть свой пост после окончания сезона, чтобы стать председателем McLaren Group, передав полномочия исполнительного директора Мартину Уитмаршу – ныне главному операционному директору. Но, как сказал великий экономист Джон Мейнард Кейнс: «Когда все вокруг меняется, меняюсь и я». Ситуация изменилась, и я передумал. Я остаюсь верен McLaren Group и Vodafone McLaren Mercedes, и с прежней страстью веду компанию к новым сферам бизнеса, одной из которых стали глобальные проекты McLaren Automotive.
Должен сказать, работа высшего руководства McLaren Group впечатляет – не сомневаюсь, что при помощи наших акционеров этим людям под силу вывести компанию на новые высоты, добиться её долгосрочного процветания. Я не раз говорил, что написал лишь одну главу в истории McLaren, а не всю книгу…
Вопрос: В прошлом году Алонсо подверг сомнению иерархию пилотов McLaren, обвиняя команду в неспособности сосредоточиться на одном гонщике, и утверждая, что Льюис слишком молод и неопытен для реальной борьбы за титул. Чему научила вас эта ситуация? Рон Деннис: В прошлом году Фернандо говорил разные вещи, так поступали и другие, причем многое было сказано в пылу борьбы. Это неизбежно, но таковы гонки – здесь ты все время учишься, и это относится к каждому, в том числе и ко мне. Что касается Льюиса – он великолепно поработал в прошлом году и отлично выступает в этом.
Вопрос: Не кажется ли вам, что декларируемый принцип равенства гонщиков устарел, ведь конкуренты вполне могут использовать командную тактику? Рон Деннис: Наше отношение к принципу равенства и командной тактике известно – мы всегда старались заполучить двух лучших гонщиков, обеспечив им равные возможности в борьбе за победу и титул. Иногда подобный подход критикуют те, кто считает вариант с одним ведущим пилотом более выгодным, с командными приказами или без них. Для нас это неприемлемо – мы существуем ради победы, и все наши сотрудники, включая пилотов, работают на эту цель.
Вопрос: Сформулирую вопрос иначе: решение продлить контракт с Ковалайненом обусловлено тем, что Хейкки – идеальный помощник для Хэмилтона? Рон Деннис: Нет, Хейкки проводит отличный сезон, и его победа на Хунгароринге это подтверждает. В квалификации он выглядит очень сильно, прогрессирует от гонки к гонке. Ему нравится работать с командой, они с Льюисом отлично ладят друг с другом. Они быстры и способны к сотрудничеству – именно этого ждет от своих пилотов каждая команда. Мы никогда не сомневались, что воспользуемся правом на продление контракта с Хейкки, и были рады положить конец спекуляциям, довольно рано объявив состав пилотов на следующий год. Повторюсь – Хейкки отлично работает, и он продолжит выступать в том же духе в следующем году.
Вопрос: В прошлом году в чемпионате сложилась такая же ситуация – Льюис опережал Фелипе Массу и Кими Райкконена. Сейчас Льюис готов взять титул? Рон Деннис: Конечно.
Вопрос: Льюис быстро стал знаменитым – у него подруга поп-звезда, все вокруг шепчут ему о новых возможностях в бизнесе – как вы помогаете ему справляться со всей этой суетой? Рон Деннис: Льюис - вполне сформировавшаяся личность. Его отец Энтони представляет интересы сына, и оба они давно являются членами семьи McLaren. Популярность Хэмилтона растет, но он остается вежливым и скромным, как прежде. А что касается возможностей в бизнесе – в McLaren Group работают свыше 1300 специалистов в различных дисциплинах, и я уверен – ни одна другая команда не способна обеспечить пилотам такой уровень поддержки, какой обеспечивает им McLaren Mercedes во всех сферах – спорте, фитнесе, маркетинге, коммуникациях, коммерции и многом другом.
Вопрос: Перейдем к другой теме – в следующем сезоне Формулу 1 ждут перемены. Вокруг одной из них – KERS, ходит множество споров. Если проблема не в финансах, то в чем же? Что думают об этом в McLaren? Рон Деннис: Появление любой технической новинки неизбежно сказывается на бюджете, и KERS - не исключение. Говоря это, мы, тем не менее, приветствуем все инициативы, способные улучшить экологический имидж Формулы 1. McLaren очень серьезно относится к вопросам охраны окружающей среды и всегда поддерживала работу FIA в данном направлении.
С 1995 года федерация участвует в программе посадки лесов, находящейся под контролем специальной комиссии – эта программа учитывает количество топлива, сжигаемое не только самими формульными машинами, но и самолетами, поездами и грузовиками, доставляющими сотрудников команд и оборудование во все части земного шара. Благодаря своему уникальному положению Формула 1 способна помочь сделать гражданские машины экологичнее и бережливее. Как? В процессе работы над такими проектами, как KERS, у мотористов Формулы 1 появляются не только возможности, но и бюджет и изобретательность, необходимые для развития экологически чистых технологий, которые через несколько лет могут найти применение в двигателях дорожных машин.
Вопрос: В этом году борьба во всех частях пелетона очень плотная, и на подиуме успели побывать пилоты, которые никогда раньше там не появлялись. Предстоящие изменения в правилах могут изменить привычный расклад сил, снова обеспечив преимущество заводским командам. Эти перемены не дадут обратный эффект, ведь опыт показывает, что изменения не помогают экономить? Рон Деннис: Я часто говорил, что единственный способ стимулировать плотную борьбу – обеспечить стабильность регламента. Прогресс стоит денег, и обеспеченные команды всегда будут в более выгодной ситуации – логично, что в период изменений отрыв от частных команд будет расти, борьба станет менее плотной, чем хотелось бы зрителям и спонсорам. Поэтому McLaren совместно с Mercedes Benz High Performance Engines тесно сотрудничают с FIA и участниками чемпионата, чтобы перемены прошли наиболее плавно.
Вопрос: Пришел тот час, когда McLaren готова снова взять титул? Рон Деннис: Я уже говорил – мы существуем ради побед. Разве это не ответ?
|